все сказки мира

Сказка: о царевиче и о семи вазирах. Рассказ первого вазира

Сказка: о царевиче и о семи вазирах. Рассказ первого вазираРассказывают также, что был в древние времена и минувшие века и годы один из великих царей, имевших много войска и телохранителей и обладавший властью и богатством, но только достиг он в жизни долгого срока, и не досталось ему ребенка мужского пола.

 

И встревожился он из-за этого и прибег к посредничеству пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, перед Аллахом великим и попросил его, ради сана пророков, друзей и мучеников из приближенных рабов его, наделить его ребенком мужского пола, чтобы унаследовал он власть после него и был усладою его глаз.

 

И затем он поднялся, в тот же час и минуту, и, войдя в покои, в которых он сидел, послал за своей супругой, и сблизился с нею, и стала она беременной по изволению великого Аллаха. И провела она так некоторое время, и пришла ей пора сложить свою ношу, и родила она дитя мужского пола, лицо которого было, как круг луны в четырнадцатую ночь месяца, и воспитывали мальчика до тех пор, пока не достиг он пяти лет жизни.

 

А был у этого царя некий мудрец из мудрецов искусных, по имени ас-Синдибад, иотдал ему царь мальчика. И когда тот достиг десяти лет жизни, мудрец стал учить его мудрости и вежеству, и сделался мальчик таким, что никто в то время не мог с ним сравняться в знаниях, воспитанности и понятливости. И когда достиг его сын такого возраста, царь призвал к нему множество витязей-арабов, чтобы они обучили его воинской доблести, и стал он искусен в этом, и носился и гарцевал в пылу боя по полю, и превзошел людей своего времени и всех своих сверстников.

 

И в какой-то из дней тот мудрец посмотрел на звезды и увидел в гороскопе юноши, что, если тот проживет семь дней и произнесет одно слово, то в слове этом будет для него гибель. И пошел мудрец к царю, отцу его, и осведомил об этом деле, и отец мальчика спросил: «Каково же будет верное мнение и предусмотрительное решение,,о мудрец?» И мудрец сказал: «О царь, верное мнение и решение, по-моему, в том, чтобы поместить его в место развлечения, где слушают музыкальные инструменты, и пусть он находится там, пока не пройдут семь дней».

 

И царь послал за одной рабыней из приближенных к нему (а она была прекраснейшей из рабынь), и поручил ей мальчика, и сказал: «Возьми твоего господина во дворец и помести его у себя, и пусть он не выходит из дворца раньше, чем пройдет семь дней». И рабыня взяла мальчика из рук царя и посадила его во дворце, а было в этом дворце сорок комнат и в каждой комнате десять рабынь, а у каждой из рабынь был какой-нибудь музыкальный инструмент, и если одна из них начинала играть, дворец плясал от его звуков.

 

И вокруг дворца бежал поток, на берегах которого росли плодовые деревья и всякие цветы. А этот мальчик отличался красотой и прелестью неописанной. И провел он одну ночь, и увидела его та рабыня (любимица его родителя), и постучалась любовь к ней в сердце, и не могла она удержаться и бросилась к мальчику, но тот воскликнул: «Если захочет Аллах великий, когда я выйду к отцу, я расскажу ему об этом, и он убьет тебя!»

 

И рабыня отправилась к царю и бросилась к нему с плачем и рыданиями, и царь спросил ее: «В чем дело, о девушка! Как твой господин? Разве он не хорош?» — «О владыка,- ответила девушка,- мой господин стал меня соблазнять и хотел убить меня, но я ему не далась и убежала от него, и я больше никогда не вернусь к нему или во дворец». И когда отец мальчика услышал эти слова, его охватил великий гнев, и он призвал к себе своих вазиров и велел им убить мальчика.

 

И стали вазиры говорить друг другу: «Царь упорствует в желании убить своего сына, но если он его убьет, то, нет сомнения, станет раскаиваться после его убийства, так как он ему дорог: ведь этот сын достался ему после утраты надежды. И потом он обратит на нас укоры и скажет нам: «Почему вы не придумали способа помешать мне убить моего сына?» И мнение вазиров сошлось на том, чтобы придумать способ помешать царю убить сына, и выступил вперед первый вазир и сказал: «Я избавлю вас от зла царя на сегодняшний день».

 

И он поднялся, и пошел, и, войдя к царю, предстал перед ним, и попросил у него разрешения говорить, и, когда царь позволил ему, вазир сказал: «О царь, если бы тебе было суждено иметь тысячу сыновей, и тогда не следовало бы слушаться побуждения твоей души, убивая одного из них из-за слов невольницы, говорит ли та правду или лжет. Может быть, это ее козни против твоего сына».- «А разве дошло до тебя что-нибудь о кознях женщин?» — спросил царь вазира. И тот ответил: «Да.

 

Рассказ первого вазира

Дошло до меня, о царь, что один из великих царей предавался любви к женщинам, и однажды он уединился в своем дворце, и взор его упал на женщину, находившуюся на крыше своего дома, а была она обладательницей красоты и прелести. И когда увидел ее царь, он не удержал свою душу от любви. И он спросил про этот дом, и ему сказали: «Этот дом твоего вазира такого-то».

 

И царь тотчас же поднялся, и послал за своим вазиром, и, когда тот предстал перед ним, приказал ему отправиться в одну из областей

царства, чтобы осмотреть ее и затем вернуться. И вазир уехал, как приказал ему царь. И когда он уехал, царь ухитрился войти в дом вазира, и, увидев его, та женщина его узнала, и вскочила на ноги, и поцеловала ему руки и ноги, говоря: «Добро пожаловать!» — и остановилась поодаль от него, проявляя к нему почтение. И затем она спросила его: «О владыка, какова причина благословенного прихода, поистине, я этого не заслужила?»

 

И царь ответил: «Причина в том, что любовь к тебе и тоска по тебе толкнули меня на это». И женщина поцеловала перед ним землю второй раз и сказала: «О владыка наш, я не гожусь быть служанкой кому-нибудь из слуг царя, откуда же мне столь великое благоволение, что я заняла у тебя подобное место?» И царь протянул к женщине руку, и она молвила: «Это дело от нас не уйдет, но потерпи, о царь, и останься у менявесь сегодняшний день, и я приготовлю тебе чего-нибудь поесть».

 

И царь сел на ложе вазира, и женщина поднялась на ноги и принесла ему книгу с увещаниями и наставлениями, чтобы царь почитал ее, пока она приготовит кушанье. И царь взял книгу и стал ее читать и нашел в ней увещания и изречения, которые удержали его от прелюбодеяния и сломили его решимость свершить грех. А женщина, приготовив кушанье, поставила его перед царем (а было число блюд девяносто).

 

И начал царь есть из каждого блюда по ложке, и кушанья были разных родов, но вкус их — один. И царь до крайности удивился этому и молвил: «О женщина, я вижу, что сортов много, а вкус их один». И женщина ответила: «Да осчастливит Аллах царя! Это — сравнение, которое я тебе предложила в назидание тебе».- «А какова причина этого?» — спросил царь. И женщина молвила: «Да исправит Аллах обстоятельства владыки нашего царя! В твоем дворце девяносто наложниц разного рода, а вкус их — один».

 

И когда царь услышал эти слова, ему стало стыдно перед женщиной, и он тотчас же поднялся и вышел из ее жилища, не приступив к ней со злом, и от смущения он позабыл свой перстень у нее под подушкой. И царь отправился к себе во дворец. И когда он сел у себя во дворце, прибыл в тот самый час вазир, и подошел к царю, и, поцеловав землю перед ним, осведомил его о делах, из-за которых царь его послал.

 

И потом вазир ушел и пришел к себе домой, и сел на свое ложе, и положил руку под подушку, и нашел под нею перстень царя. И вазир поднял его, и приложил к сердцу, и держался вдали от женщины в течение целого года, не разговаривая с нею, а она не знала, в чем причина его гнева. И когда это дело затянулось и она не знала, что этому причиной, она послала за своим отцом и осведомила его о том, что случилось у нее с мужем, который держится вдали от нее уже целый год. И отец сказал ей: «Я пожалуюсь на него, когда он будет в присутствии царя».

 

И однажды он вошел и увидел вазира в присутствии царя, перед которым находился судья войска, и пожаловался на вазира и сказал: «Да исправит Аллах великий обстоятельства царя! Был у меня красивый сад, который я посадил своею рукой и истратил на него деньги, и стал он плодоносен, и хороши были его плоды. И подарил я его этому твоему вазиру, и он съел из него то, что ему понравилось, а потом оставил его и не поливал, и высохли в нем цветы, и исчез его блеск, и изменилось его состояние».

 

И молвил вазир: «Этот человек был правдив в том, что сказал: я берег этот сад и ел его плоды, и однажды я пошел туда, и увидел там след льва, и испугался за себя, и удалился из сада». И понял царь, что след, который нашел вазир,- это перстень власти, забытый им в доме, и сказал царь вазиру: «Возвращайся, о вазир, не боясь опасности и спокойно: лев не приближался к твоему саду. До меня дошло, что он достиг его, но он не подступал к нему со злом, клянусь честью моих отцов и дедов!» И вазир отвечал: «Слушаю и повинуюсь!» А потом он вернулся к себе домой, послал за своей женой и помирился с нею, уверившись в ее добродетели.

 

Дошло до меня также, что один купец много путешествовал и была у него красивая жена, которую он любил и ревновал от великой любви. И купил купец ей попугая, и этот попугай осведомлял своего господина о том, что случалось в его отсутствие. И когда купец однажды путешествовал, его жена привязалась к юноше, который приходил к ней, и она оказывала ему уважение и сближалась с ним во время отсутствия ее мужа.

 

А когда ее муж вернулся после путешествия, попугай осведомил его о том, что случилось, и сказал: «О господин мой, юноша турок приходил к твоей жене в твое отсутствие, и она оказывала ему! крайнее уважение». И этот человек решил убить свою жену, и когда его жена услышала об этом, она сказала: «О человек, побойся Аллаха и возвратись к разуму!

 

Разве бывает у птицы разум или рассудок? Если ты хочешь, чтобы я это тебе разъяснила и ты отличил бы ее ложь от правды, уйди на сегодняшний вечер и посиди у кого-нибудь из твоих друзей, а утром приходи к попугаю и спроси его, и узнаешь, правдив ли он в том, что говорит, или лжив». И человек поднялся и ушел к одному из своих друзей и ночевал у него.

 

А когда настал вечер, жена его пошла и, взяв кусок кожаного коврика, накрыла им клетку попугая и стала брызгать на этот коврик водой и обвевать его опахалом, и она придвигала к нему светильник, изображая сверканье молнии, и вертела ручную мельницу, пока не наступило утро. — И когда пришел ее муж, женщина сказала ему: «О господин, спроси попугая!» И купец подошел к попугаю и стал с ним разговаривать и расспрашивать его о прошлой ночи, и попугай молвил: «О господин, а кто же видел и слышал что-нибудь прошлой ночью?» — «Почему?» — спросил его купец.

 

И он ответил: «О господин, из-за сильного дождя, ветра, грома и молнии».- «Ты лжешь,- сказал купец,- в прошедшую ночь ничего такого не было».- «Я рассказал тебе лишь то, что видел, чему был свидетелем и что слышал»,- ответил попугай. И купец счел ложью все, что он говорил про жену, и хотел помириться с женою, но та сказала: «Я не помирюсь, пока ты не зарежешь этого попугая, который налгал на меня».

 

И купец зарезал попугая, а потом он прожил со своей женой немного дней и увидел однажды того юношу турка выходящим из его дома, и узнал он тогда, что правду говорил попугай, а лгала его жена, и раскаялся, что зарезал попугая. И в тот же час и минуту он вошел к своей жене и зарезал ее и дал себе клятву, что не женится после нее ни на какой женщине, пока будет жив, и я осведомил тебя об этом, о царь, лишь для того, чтобы ты знал, что козни женщин велики и что поспешность порождает раскаяние» . И царь отказался от убиения своего сына.

 

А когда настал следующий день, невольница пришла к нему, и поцеловала землю перед ним, и сказала: «О царь, как ты пренебрег моим правом, и цари услышали про тебя, что ты отдал приказание, а потом отменил его твой вазир? Повиновение царям в том, чтобы исполнять их приказы, ш всякий знает твою справедливость и твое правосудие. Возьми же за меня должное с твоего сына.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets